Один из самых острых вопросов в российской целлюлозно-бумажной отрасли — почему в огромной, богатой лесом стране никогда не было своего качественного мелованного картона? Истоки этой проблемы заложены в истории российской бумагоделательной промышленности.
Очень долго всю бумагу импортировали в Россию из Европы и Азии. Первый, кто решил кардинально изменить ситуацию, был, как водится, неугомонный Пётр I. Он запретил в госучреждениях использовать заграничную бумагу и принялся устраивать бумажные фабрики. К концу XVIII века в России работало 60 мануфактур, где делали бумагу методом ручного черпания. В XIX веке количество заводов увеличивалось, но технологии развивались очень медленно: бумагу делали по старинке, из «тряпья и палок». Только в 80-е годы XIX века у нас появились первые целлюлозные заводы. К тому же в России практически не было своего производства бумагоделательного оборудования: первая отечественная бумагоделательная машина была запущена в 1917 году на Петергофской гранильной фабрике. Первую советскую БДМ, изготовленную в Петрограде в 1932 году, запустили в Краснокамске в 1936 г. Бури первой половины XX века подкосили развивающуюся отрасль, тем не менее к 80-м годам советское бумажное производство вышло на 6-е место в мире, но в 90-е годы производительность снова рухнула на 65–70%. С тех пор какого-то прорывного развития в целлюлозно-бумажном комплексе не наблюдалось, хотя предприятия модернизировались, выходили на зарубежные рынки: в основном, с целлюлозой и газетной бумагой. В 2011 году на Камском ЦБК с нуля запустили производство легкомелованной бумаги на основе осинового сырья, а в 2013 Котласский комбинат освоил производство мелованной бумаги. И наконец, в апреле 2021 года на «КАМЕ» была запущена бумагоделательная машина для производства первого за всю историю России мелованного картона класса FBB (folding boxboard — картон для складных коробок) одноимённого названия. Следом за «КАМОЙ» в июне 2021 года на Добрушской фабрике «Герой труда» запустили производство своего картона FBB — «Добруш». Это поистине исторические события в целлюлозно-бумажной отрасли наших стран. На обоих производствах работает бумагоделательное оборудование австрийской компании Andritz, но из-за разной сырьевой базы рецептуры российского и белорусского картона различаются, поэтому различаются и свойства картона, качество, поведение при печати и послепечатной обработке. Не понаслышке зная о проблемах, с которыми сталкиваются полиграфисты при работе с «КАМОЙ» и «Добрушем», мы решили провести собственное расследование и прояснить ситуацию. |
|
|
Форс-мажор на пусконаладочном этапеПроблемы «Добруша» и «КАМЫ» прежде всего связаны с их юным возрастом. Производства запущены всего полтора года назад, всё это время ведётся планомерная работа над повышением качества продукции. К неприятным болезням роста добавились беспрецедентные санкции, наложенные на РФ и Беларусь после 24 февраля 2022 года. Оба проекта технологически были заточены под европейских поставщиков. Фабрики оказались в сложной ситуации: спокойная работа по подгонке качества картона резко прервалась. Настало время быстро принимать решения и искать замену сырью, попавшему под санкции. Это конечно сыграло против стабильного повышения качества. Китайцам понадобилось 10 лет, чтобы вывести свой картон на приличный уровень, при этом у них не было такой экстремальной ситуации с ограничением поставок сырья. По-хорошему, «КАМЕ» и «Добрушу» — ещё бы годик для спокойного завершения пусконаладки. Но не случилось. Реальность превзошла все самые параноидальные прогнозы, так что к сложностям российского и белорусского производителей нужно отнестись с пониманием: у них те же проблемы, что и у всей полиграфической отрасли (разорванные цепочки поставок, неравноценная замена компонентов в рецептуре), наложились на разгар сложнейшего этапа — пусконаладочного. |
Материал с сюрпризом
Боли производителей картона, оказавшихся между Сциллой и Харибдой, понятны. С одной стороны, на ходу приходится адаптировать технологии под новые условия выживания и удерживать производительность, с другой — разбираться с претензиями полиграфистов, которые хотят от новорождённого картона качества на уровне европейских или хотя бы китайских марок.
Но и типографии лавируют в том же Мессинском проливе: с одной стороны — заказчики упаковки, не желающие снижать требования к качеству и делающие вид «а что случилось?», с другой — производители картона и дилеры, которые говорят «берите, что дают, и скажите спасибо, что вообще что-то есть». Так и живут в остром недовольстве друг другом. Поэтому есть желание как-то помирить все стороны конфликта: по факту, мы все сейчас в одной лодке и заинтересованы в конструктивном взаимодействии.
Мы попросили сотрудников типографий рассказать об их опыте работы с картоном «КАМА» и «Добруш». В опросе участвовали технологи, печатники и начальники производств — все те люди, которые принимают удар на себя.
Из опрошенных 100% имели дело с картоном «КАМА» и 83% работали на «Добруше». Печатники — народ простой, в выражениях не стесняется, а на похвалу традиционно скуп. В основном, отзывы получились негативными и местами даже нецензурными. Но, надо отдать должное, большинство старалось выдать конструктивную критику.
КДМ-9 «КАМА» (картоноделательная машина) |
Станислав Саркисьян: «Мы столкнулись с вызовом, с которым ЦБП не сталкивалась с развала Советского Союза. И это потребовало от нас очень большого напряжения. Это полное дублирование всех поставщиков, если не «троирование».
«КАМА»
Может сложиться впечатление, что «КАМА» в целом имеет больше нареканий, чем «Добруш», связано это, скорее всего, с тем фактом, что российский картон продаётся в гораздо больших объёмах, чем белорусский, — это видно и по результатам опроса: некоторые типографии даже не работали с ним. Но начнём с достоинств, которые полиграфисты отметили:
- Доступность: картон всегда в наличии у поставщиков.
- Визуально более ровный и белый слой мелованной стороны, хотя несколько респондентов сталкивались с партиями, где мелованный слой был неравномерным и имел выщербины.
- От партии к партии качество картона улучшается.
Проблемы:
- Нестабильное поведение мелованного слоя, отслаивание мелованного слоя от основы, слабая проклейка мелованного слоя. Это, пожалуй, главная претензия к «КАМЕ» у полиграфического сообщества.
- Вторая по популярности проблема связана со скрученностью листов картона. В отзывах часто звучат описательные характеристики: «горбатый», «скрученный», «плоскостная деформация листов».
- Нестандартная обратная намотка мелованным слоем внутрь.
- Повышенная жёсткость картона.
- Пыльность и сорность картона, когда в массе попадается много инородных вкраплений.
«Добруш»
Достоинства:
- Гибкость, пластичность, картон не трещит на биговках при вырубке.
- Стабильность и предсказуемость характеристик.
- Доступность.
В целом, белорусский FBB картон не слишком капризен в процессе постпечатной обработки, а мелованный слой на печати ведёт себя более-менее стабильно. Но и «Добруш» не без греха. У этого картона есть свои проблемы:
- Неоднородность картона по толщине.
- Отсутствие в ассортименте картона плотностью выше 300 г/м2.
- Ярко выраженная структура картона, похожая на апельсиновую корку, и неравномерный мелованный слой. Это провоцирует неравномерность заливки при печати плашек и «облачный» растр.
- Печатники сталкиваются с выщипами на плашках.
- Недостаточная белизна мелованного слоя.
Решения на местах
«Не было бы „КАМЫ“, сидели бы дома»
Из комментариев в Группе печатников «Вконтакте»
Нельзя сказать, что «КАМА» и «Добруш» вызывают тихое умиление у сотрудников типографий. Оба бренда заставляют технологов и печатников более тщательно готовить материал к печати и на ходу «шаманить», в зависимости от особенностей партии картона. Здесь всё, как в песне Долиной про погоду в доме: «Какой прогноз, дожди или туманно, не ждёт ли нас нечаянно беда. Тебя, как извержение вулкана, я предсказать не в силах никогда».
Тем не менее, за год знакомства с новыми марками картона полиграфисты выработали кое-какие приёмы. Мы попросили участников опроса поделиться опытом решения проблем на местах.
Алексей Анисимов, директор производства типографии «РоСК», Санкт-Петербург: На «КАМЕ» чётко подбираем высоту биговальных ножей относительно толщины запечатываемого материала, т. к. замечено, особенно после УФ-лакирования, растрескивание биговок на упаковке. По печати: производим печать сильно разведённой размягчителем краской для снижения липкости печатного элемента, плюс снижаем давление натиска.
Технолог, Санкт-Петербург: Желтизну «Добруша» компенсируем корректировкой цветопередачи.
Алексей Петрухин, печатник, Самара: На «КАМЕ» первой секцией собираем мусор с листов. На «Добруше» добавляем давление в печатных секциях.
Менеджер типографии, Санкт-Петербург: В основном стараемся покупать «Добруш», если приходится покупать «КАМУ», то стараемся печатать на ней заказы с небольшим заполнением листа — без плашек.
Листовая офсетная типография, Санкт-Петербург: «КАМУ» выдерживаем в цеху (порядка суток) для того, чтобы картон набрал влаги до 50%. На «Добруше» увеличиваем натиск при печати.
Руководитель направления упаковки, Санкт-Петербург: На «Добруше» корректируем вязкость краски, используем краску серии «Интенсив».
Многие пишут, что каждый раз подбирают марку картона под конкретный заказ: для одних тиражей хорош «Добруш», для других — «КАМА». Индивидуальный подход — наше всё.
Производство белёной химико-термомеханической массы |
Станислав Саркисьян: «Многие клиенты не хотят меняться и ставят нам в вину, что мы не полностью равны поставщикам, которые были раньше. Но мы изначально не были равны, а сейчас это в принципе невозможно воспроизвести, потому что у нас теперь абсолютно разная сырьевая база».
Обратная связь
Конечно, все полиграфисты мечтают об идеальном картоне, которого нет в природе. Но и производители, оказывается, мечтают примерно о том же. В беседах с представителями «Добруша» и «КАМЫ» выяснилось, что для них очень важна обратная связь. У них есть лаборатории и службы качества, но нет своих типографий, где бы они могли протестировать партии материала в реальных условиях. А из типографий отклик приходит в виде рекламаций, но со значительной временной задержкой.
Мы собрали пожелания полиграфистов производителям картона. Главный месседж слишком размыт — улучшать качество картона. Но были и более конкретные пожелания:
- Обратить внимание на укрепление мелованного слоя к основе.
- Научиться производить картон по графику, озвучивать сроки поставок.
- Для «КАМЫ» — решить проблему с обратной намоткой.
- Для «Добруша» — добиться стабильности толщины картона и улучшить показатели белизны.
- Добиться стабильных характеристик материала от партии к партии.
- Рассмотреть возможность поставки картона на рынок полуформатными листами, это существенно облегчит жизнь типографиям с печатным оборудованием B2 формата.
- Организовать технологическую поддержку типографий.
Ответы на сложные вопросы
Не менее важна обратная связь и полиграфистам. Знают ли об их болях производители? Можно ли достучаться до небес? Надо отметить, обе компании охотно согласились на сложный разговор о качестве своей продукции. И кажется, у нас для вас хорошие новости.
Технологи компании «Кама Картон» поделились с нами рекомендациями для предотвращения расслаивания:
- Любым доступным способом обеспечить температуру картона перед печатью не менее 17 °C.
- Увеличить температуру (термостатирование) красочного аппарата до 28 °C.
- Снизить натиск в печатном аппарате относительно толщины картона на 0,03 мм.
- Разбавить краску. Добавить к массе краски печатное масло Druсkoel в количестве 2–3% + Reduxpaste 4800 2–3% (итого 4–6%).
- Обеспечить минимально возможную подачу увлажняющего раствора.
- Данные рекомендации существенно отклоняются от традиционных параметров печати, поэтому требуется производить усиленный контроль качества на предмет образования других дефектов.
- Требуется максимально возможный нагрев краски.
- Замена резины на более грубую по шероховатости.
«КАМА»
Мы пытались получить комментарии от официальных дилеров, но в результате представители «КАМЫ» предложили нашему главному редактору самому приехать в Краснокамск и увидеть всё своими глазами. Частично ответы были даны на встрече с директором и технологами комбината. В Краснокамске Дмитрий Старцев беседовал с генеральным директором «КАМЫ» Максимом Писаревым.
Сначала речь шла о главной проблеме мелованного картона «КАМА» — нестабильном поведении мелованного слоя. На эту болезнь «КАМЫ» жаловались абсолютно все.
На предприятии эта проблема по-крупному была зафиксирована один раз, сейчас причина произошедшего достоверно известна, и глобально проблема решена. С 9 февраля 2022 года по конец марта на линии производства картона был выведен из работы клеевой пресс, который влияет на качество проклейки слоёв картона. Этот эпизод с нарушением технологии аукается компании до сих пор, ведь объём выпущенной за 1,5 месяца продукции — порядка 20 тысяч тонн. «КАМА» принимала бракованные партии назад, делала огромные дисконты тем, кто соглашался перерабатывать картон, произведённый с нарушениями технологии, до сих пор остатки той злополучной партии всплывают то тут, то там по стране.
Сейчас в лабораториях постоянно мониторят качество склейки слоёв, а в конце октября лаборанты должны пройти обучение для работы на новом оборудовании, анализирующем прочность приклеивания непосредственно мелованного слоя. Само весьма дорогостоящее оборудование уже установлено в лаборатории.
Ещё одна претензия — скрученный картон и его плохая размотка без выпрямителя листа. Многие недоумевают из-за обратной намотки картона — мелованным слоем внутрь рулона. Зафиксированы случаи, когда листовой картон на паллете тоже приходит мелованным слоем вниз.
Вопрос с обратной намоткой уже решён: на приёмке рулонов установлена траверса, благодаря которой картон перематывается мелованным слоем наружу. Проблема скрученности листов картона возникала из-за того, что для намотки рулонов использовались гильзы диаметром 152 мм. При размотке ближайшие к гильзе листы оказывались сильно деформированными. Сейчас производство переходит на гильзы диаметром 305 мм. Это должно улучшить ситуацию.
Есть жалобы и на пыльность и сорность картона, тёмные точки по всему листу с оборота листа.
Сорность «КАМЫ» — это результат недоработанной системы окорки. Все эти инородные вкрапления ни что иное, как частицы коры, которая недостаточно тщательно убирается с сырья. В компании знают о проблеме и находятся в процессе поисков решения для усовершенствования системы окорки. В лаборатории на производстве регулярно проводится тестирование на сорность на нескольких этапах варки картона. Существующая норма — не больше 300 вкраплений на квадратный метр, причём у соринок есть свой калибратор. Тесты проводятся каждые 4 часа. С пылью тоже идёт борьба: в августе 2022 года на складах залили беспылевые полы — это должно снизить проблему.
Есть претензия к жёсткости и ломкости картона, который растрескивается при биговании и очень капризен при вырубке.
При изготовлении картона «КАМА» используется осиновая древесина. Именно она провоцирует жёсткость и треск на сгибах. Изначально в рецептуру беленой химико-термомеханической древесной массы входили берёза и осина в равных долях. Берёза придаёт картону пухлость, но у неё другие свойства и «варить» её нужно дольше осины, а на производственной линии «КАМЫ» только один рафинёр (аппарат для размола и очистки грубой древесной массы). В итоге, из-за повышенного расхода химии и энергии пришлось отказаться от берёзы, но в перспективе развития производства все же есть план вернуть в рецептуру картона берёзовую древесину, что сделает картон менее жёстким.
На вопрос по поставкам полуформатных листов картона Максим Писарев пояснил, что это окажет влияние на скорость производства и себестоимость продукции, но они готовы рассмотреть этот вопрос, если потребность типографий в таком формате действительно велика. Мы провели опрос в наших соцсетях, его результаты представлены на графике.
«Добруш»
|
На вопросы по картону «Добруш» нам ответила Ирина Полудкина, менеджер по качеству и технической поддержке клиентов из представительства Добрушской бумажной фабрики «Герой труда» ОАО «УКХ „Белорусские обои”» в РФ ООО «ЦБК-Трейдинг».
Какая линейка толщин у мелованного картона «Добруш»? Есть нарекания на неоднородность картона по толщине. Как контролируется толщина картона в партии?
На российский рынок попадает три вида Добрушского картона:
- Мелованный картон GC2 Standard плотностью от 190 до 290 г/м2. В планах расширять линейку плотностей картона до 330 г/м2.
- Немелованный картон-основа CupBord пониженной впитываемости для бумажных стаканчиков и подложек для пищевых продуктов. Производится в двух плотностях 200 и 230 г/м2. В планах освоить плотность 250 г/м2.
- Немелованный картон и картон для плоских слоёв плотностью от 110 до 310 г/м2.
Мелованный картон и стаканчиковая основа прошли испытания и получили экспертное заключение на прямой контакт с пищей. Это важно для производителей пищевой упаковки.
Контроль толщины производится в три этапа:
- автоматический датчик непрерывно снимает показания толщины картона на сетке;
- операторы отслеживают показания автоматики;
- в финале на участке ОТК проводится дополнительная проверка всех основных характеристик картона на контрольных образцах из готовых тамбуров. Если какие-то характеристики не соответствуют ТУ, весь картон с этого тамбура переводится в категорию пониженного качества (стартовый).
Проблема с неравномерностью толщины в партиях может быть связана с тем, что сейчас картон производится с толщиной на 10–15% больше, чем закладывалось в старых ТУ. Запланированное на июнь–июль 2022 года внесение изменений в технические условия было отложено, так как пришлось экстренно решать вопросы с химией, попавшей под санкции. Сейчас, когда тестирование новой химии закончено, а толщина картона стабилизировалась, фабрика готовит изменения в ТУ.
У «Добруша» ярко выраженная структура, мелованный слой неоднороден. Из-за этого при печати возникает эффект «облачного растра», а на цветных плашках краска ложится неравномерно. Как вы полагаете, какие причины у этой проблемы и как её можно решить?
Эта проблема может быть вызвана несколькими факторами:
- особенностями оборудования и расходников для печати на стороне типографии;
- проблемами с качеством мелованного слоя картона на стороне производителя.
Санкции поставили все российские и белорусские ЦБП в сложное положение. Компоненты мелованного слоя, клей для проклейки, отбеливатели, другая химия — всё оказалось недоступно, ведь основные производители химии для целлюлозно-бумажных производств — это западные компании. Пришлось искать другие схемы поставок и производителей из России, Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии, Индии. Тестирование новых компонентов не могло не отразиться на качестве мелованного слоя.
Сейчас подбор альтернативных поставщиков и химикатов для приготовления меловальной пасты практически завершён, отработаны рецептуры. На картоне текущих выработок шероховатость по Паркеру снижена до 1,6–1,8 мкм. И мы ждём от наших клиентов и партнёров обратную связь по качеству мелованного слоя. Для получения более ровной поверхности и дальнейшего снижения шероховатости планируется тестирование новых шаберных ножей для мелования с улучшенными свойствами. Ножи находятся в стадии изготовления и должны поступить на предприятие в конце сентября.
Заказчики типографий, рассматривая картон «Добруш» для своей упаковки, отмечают его недостаточную белизну — картон «желтит». Планируете ли вы работать над белизной мелованного слоя?
Недостаточная белизна связана с качеством отбеливателя и с трудностями его поставок в Беларусь. Сейчас белизна «Добруша» по ТУ 85%, а фактически держится на уровне 87–89%. Мы продолжаем работу по повышению белизны.
Для специалистов препресса типографий в спецификации картона, размещённой на сайте «ЦБК-Трейдинг», указаны координаты белой точки в цветовом пространстве L*a*b*: 93.7 / –0.38 / 6.4 (рекомендуемый профиль цветоделения ISOcoated_v2_300_eci).
Одна из самых распространённых проблем с картоном — его пыльность и сорность. Как вы с этим боретесь?
С нашей стороны причины пыления могут быть связаны с качеством проклейки и каландрирования картона. Но проблема может быть вызвана и не зависящими от нас факторами: повышенной липкостью и вязкостью краски, качеством настройки печатного оборудования (приладкой красочных и увлажняющих валиков и их темперированием).
Показатель энергии связи (стойкость к расслаиванию) в «Добруше» сейчас не менее 100 Дж/м2, хотя по ТУ должен быть не менее 50 Дж/м2. Технологи фабрики продолжают работать над стабильностью этого показателя.
Сорность картона зависит от качества очистки целлюлозы и древесной массы от посторонних включений и частиц коры. Главный источник тёмных соринок на картоне — берёза. Технологи фабрики подобрали рецептуру с оптимальным количеством берёзы, это позволяет держать сорность на минимальном значении. Ещё один фактор — чистота на КДМ. Здесь у «Добруша» всё в порядке.
Дополнительная мера для решения проблемы сорности: мы увеличиваем толщину мелованного слоя на лицевой стороне картона, чтобы закрыть мелкие частицы коры, а оборотную сторону покрываем тонким слоем мелованного праймера.
В нашем опросе несколько человек отметили скрученность картона, когда листы загибаются, и их тяжело зарядить в печатную машину. Почему возникает эта проблема и как её решить?
На Добрушской бумажной фабрике используется классическая технология намотки мелованным слоем вверх, поэтому скручиваемость листов обычно возникает из-за проблем с уровнем влажности и температурой картона на стороне типографий. Те производства, где установлены системы климат-контроля, не сталкиваются с проблемой скручиваемости, т.к. перед печатью картон проходит акклиматизацию.
Абсолютная влажность картона должна быть не менее 5%, на заводе эту норму выдерживают, но понимают, что далеко не все типографии могут позволить себе установку систем климатического контроля. Чтобы с «Добрушем» могли работать все, мы поставили цель довести абсолютную влажность до 8%.
В типографиях упоминают о проблемах, возникающих при ламинировании «Добруша»: плёнка ложится неравномерно, при ламинировании оборота появляются пузыри. Как вы полагаете, почему так происходит?
Скорее всего, проблема возникала из-за высокой шероховатости картона. До июня-июля показатель шероховатости на лицевой стороне был порядка 2,3–2,5 мкм, сейчас показатель удалось снизить до 1,6–1,8 мкм на лице и 2,5–3 мкм на обороте.
КДМ-1 Добрушской бумажной фабрики «Герой труда» |
Вместо послесловия
В заключение поделюсь своими мыслями, которые возникли по ходу сбора материала для этой статьи. Всю дорогу у меня было ощущение, что участники производственной цепочки «производители — дилеры — типографии — заказчики упаковки» крутятся на своих орбитах, практически не пересекаясь в пространстве.
На профильных конференциях производители картона читают доклады о качестве своей продукции, а полиграфисты только саркастически хмыкают, но молчат. Дилеры считают, что неблагодарные типографии не понимают всю серьёзность ситуации и придираются к качеству картона, вместо того, чтобы радоваться его наличию, а типографии, меж тем, с ужасом наблюдают, как на уже отпечатанном тираже мелованный слой вдруг идёт пузырями, и пытаются достучаться до «слепо-глухо-немых» заказчиков, которые не желают ни менять дизайн, ни свои притязания к качеству упаковки. Тут вспоминаются строчки Зинаиды Гиппиус: «А самое страшное, невыносимое, — это что никто не любит друг друга».
Любит-не любит, но с пониманием ценности чужого труда определённо есть проблемы. Надеюсь, что эта статья поможет нам лучше услышать друг друга и понять, какая огромная работа идёт на каждой стороне баррикады. Да и баррикад-то никаких нет, на самом деле. Мы все в одной связке и, в конечном счёте, все хотим делать качественный продукт, которым можно гордиться.
Редакция благодарит всех, кто помогал со сбором материалов для этой статьи: Павла Баринова, администратора «Группы печатников ВКонтакте», петербургский филиал компании «Берег», компанию «Европапир», представителей компании «КАМА» и Добрушской бумажной фабрики «Герой труда».
Ссылка на статью https://www.publish.ru/articles/202210_20014520